Проблемам качества в отечественном автопроме была посвящена 10-я ежегодная конференция "Системы качества в автомобилестроении", проходившая по традиции в Нижнем Новгороде.

Форум был организован группой компаний "Приоритет" при поддержке Правительства Нижегородской области, ОАО "АвтоВАЗ", Группы "ГАЗ", ОАО "СеверСталь-Авто", ОАО "КАМАЗ" и информационной поддержке РИА "Стандарты и качество".

На конференции рассматривались вопросы преобразования систем менеджмента российских автомобильных компаний, их поставщиков, радикального улучшения качества поставок автокомпонентов при одновременном снижении издержек на принципах ИСО/ТУ 16949. В ее работе приняли участие руководители и специалисты ведущих автосборочных компаний России и предприятий, производящих автокомпоненты — всего около 150 участников от 85 организаций.

О новых требованиях ОАО "АвтоВАЗ" к поставщикам автокомпонентов рассказал О.Г. Киреев, начальник Управления качества внешних поставок этого предприятия. Программу развития поставщиков на 2007 г. представила в своем выступлении С.И. Шидловская, директор по качеству Нижегородского блока Группы "ГАЗ". Производственной системе ОАО "УАЗ" был посвящен доклад М.И. Гайворонского, начальника Управления обеспечения качества ОАО "УАЗ". О развитии своего предприятия через партнерство рассказывал Н.А. Ходосевич, руководитель Департамента развития поставщиков ОАО "СеверСталь-Авто".

Интересный доклад К. Ватта, руководителя программы "Развитие промышленных поставщиков", менеджера Волжского автомобильного проекта "Международной финансовой корпорации (IFC)" ознакомил собравшихся с американским взглядом на "7 смертных грехов российского автопрома". О принципах и инструментах политики развития поставщиков рассказывал А.В. Глазунов, генеральный директор ООО СМЦ "Приоритет". На конференции выступили также представители ОАО "КАМАЗ", ОАО "Павловский автобус", предприятий — поставщиков автокомпонентов ОАО "Заволжский моторный завод", ЗАО "Самарская кабельная компания", ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод", ОАО "Завод "Автоприбор" (г. Владимир), ЗАО "РАДА", ОАО "Европейская подшипниковая корпорация" и других, а также представителей сертификационных органов.

Тематика докладов была посвящена широкому спектру актуальных вопросов, связанных с работой по постоянному улучшению систем менеджмента качества предприятий. С докладами выступали представители зарубежных компаний: ЗАО "Форд Мотор Компани", Volvo, ООО "Дут Норске Веритас (DNV)".

Консультанты Центра "Приоритет" посвятили свои выступления вопросам формирования эффективного менеджмента компании и его развития на основе систем лидерства, "Бережливого производства (Lean Production)", "Управления материалами" (MS 9000), "Методологии предупреждения отказов", статистических методов, принципов и инструментов политики развития поставщиков, улучшения систем менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО/ТУ 16949, вопросам вовлечения персонала в процесс преобразований, а также — автоматизированным системам RAMS и LCC, применению стандарта IRIS для развития поставщиков подвижного состава и улучшения качества поставок для ОАО "РЖД" и другим вопросам.

В своем выступлении Генеральный директор Центра "Приоритет" В.А. Лапидус обратил внимание собравшихся на то, что на предыдущих конференциях много говорилось о чрезмерном увлечении некоторых предприятий стандартами, которое может завести их в тупик. К сожалению, не все это услышали. Уже много лет в отечественном автопроме внедряются различные стандарты, но и сегодня нельзя сказать, что достигнуты радикальные изменения в области качества.

Почему так происходит? В.А. Лапидус считает, что основная ошибка многих отечественных компаний состоит в том, что они, ничего не меняя в базисе производственных отношений и менеджменте, надстраивают над ОТК (т.е. внутренней инспекцией качества продукции) еще 2 этажа инспекций: внутренний аудит и аудит третьей стороны для проведения сертификации. При этом аппарат ОТК и различных инспекций не уменьшается, а в ряде случаев даже увеличивается, но их ответственность за качество производства снижается.

Более того, основную ответственность руководство предприятия снимает со своих работников и перекладывает ее на внешних — на специалистов по сертификации. При этом директор по качеству и его служба превращаются в посредников между генеральным директором и органом по сертификации. В итоге — качество в лучшем случае остается прежним, затраты времени и денег возрастают, а эффективность падает.

Таким образом, вместо качества, "встроенного" в производственный процесс, получается "вынесенное" качество, т.е. менеджмент качества вынесен на аутсорсинг. Выход из сложившейся ситуации — в правильном понимании новых принципов менеджмента и преобразовании основ управления, структуры организации, корпоративной культуры при глубоком осмыслении принципов менеджмента качества, считает В.А. Лапидус.

Участники конференции приняли следующие решения:
Рекомендовать собственникам и руководителям компаний сосредоточить внимание на вопросах внедрения современных подходов к повышению эффективности бизнеса ("Бережливое производство" — Lean Production), "Порядок на рабочем месте (5S), статистических методов, "Кайдзэн", "Производство без дефектов", "Развитие поставщиков" и др.).
Признать необходимым дальнейшее развитие системы менеджмента предприятий – поставщиков на базе ИСО/ТУ 16949 и соответствующих инструментов.
Рекомендовать предприятиям-автосборщикам совершенствовать программы развития своих поставщиков и взаимодействовать с ними на основе партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
Считать приоритетными задачами развитие персонала предприятий и использование современных тренинговых программ.
Рекомендовать предприятиям-производителям автокомпонентов активнее использовать российские (в том числе Центра "Приоритет" и др.) и международные программы по развитию поставщиков (в том числе проекты Международной Финансовой Корпорации (IFC)).
Рекомендовать предприятиям, добившимся успеха, подготовить публикации о своем опыте в журналах "Стандарты и качество", "Методы менеджмента качества", "Деловое совершенство", "Поволжский вестник качества", "Автостандарт", "Автобизнес", "Секрет фирмы", "Эксперт", "Рынок автозапчастей", "ЖУК" и др.
Провести следующую конференцию по данной тематике в середине февраля 2008 г.